Фоторепортаж об экскурсии ребят ГБОУ «Школа им. Полбина» в Музей ЛИИ им. Громова 21.09.2022

9 сентября учащиеся 10 Г класса нашей школы посетили Музей Лётно- исследовательского института имени Громова в г. Жуковский. Там нас ожидала встреча с нашим старым знакомым, знатоком истории авиации Симоновым Андреем Анатольевичем

Его полуторачасовая экскурсия захватила полностью внимание ребят.

А начал свой рассказ Андрей Анатольевич с истории организации лётного института весной 1941 года по инициативе лётчика №1 Громова Михаила Михайловича

В 1930-е годы именно Громов со своими экипажами установил рекорды дальности в полётах по прямой и по замкнутому кругу на знаменитом самолёте конструктора Туполева АНТ – 25

Ребята узнали, что этот самолёт специально был создан для установления таких рекордов. Он был не совсем обычным самолётом: длина фюзеляжа составляла только 13 метров, в то время как размах крыльев - 34 метра, в каждом из которых располагался 7-метровый топливный бак. Для старта этого самолёта с полной нагрузкой пришлось впервые в стране построить бетонную полосу длиной почти 2 км и расположенную к тому же под уклон.

Оказывается, что в выборе маршрута для установления мирового рекорда в полёте по прямой (больше 9 100 километров) возникли проблемы политического характера: некоторые страны, с которыми у нас не было дипломатических отношений, запрещали пролёт через своё воздушное пространство, например, Бразилия, при перелёте в Аргентину и т. п. Так родилась идея лететь в США через Северный полюс.

Надо было первоначально доказать, что самолёт АНТ-25 готов к таким дальним перелётам. Михаил Михайлович Громов доказал это, продержавшись в воздухе над территорией СССР без посадки 75 часов и преодолев за это время больше 12000 км.

А потом наступил триумфальный для нашей авиации 1937 год: перелёт в Америку двух наших экипажей. Но, если экипажу Чкалова (второй пилот Байдуков, штурман Беляков), летевшему первым, не удалось установить мировой рекорд дальности по прямой, то экипаж Громова (второй пилот Юмашев, штурман Данилин) перекрыл рекорд французских лётчиков на 1300 километров! Могли побить рекорд и с большим преимуществом, но мексиканские власти отказались пропускать самолёт, и Громову пришлось прервать полёт неподалёку от границы США с этой страной.

Услышали ребята и рассказ о другом легендарном лётчике, которого Громов после оставления лётной работы называл лучшим лётчиком нашей страны – Анохине Сергее Николаевиче

В истории авиации были военные лётчики без ног, без одной руки, но не было ни одного … одноглазого, тем более лётчика-испытателя! При испытании в 1945 года самолёта Як – 3 на перегрузку у его самолёта разрушилось крыло, самолёт перешёл в беспорядочное падение

Фонарь кабины ему пришлось разбивать рукой, осколком стекла ему выбило глаз. При такой травме у человека полностью нарушается пространственное восприятие окружающих объектов. Можете провести небольшой эксперимент: подбросьте в воздух теннисный мячик и постарайтесь его поймать, сначала обычным способом, а потом, закрыв один глаз. Во втором случае поймать мяч с первого раза практически невозможно. А для лётчика такое нарушение зрения чревато тяжёлыми последствиями, особенно при посадке. Анохин разработал уникальную методику тренировок, которая позволила ему не только вернуться к лётной работе, но даже попасть в отряд космонавтов. Анохин – единственный в мире лётчик-испытатель, который шесть раз был вынужден покидать экспериментальные машины в воздухе из-за аварий.

Увидели мы и распечатку с данных магнитной ленты о радиообмене лётчика –испытателя Олега Гудкова с руководителем полётов за несколько мгновений до столкновения самолёта с землёй

Симонов А. А. рассказывает о гибели лётчика Гудкова

Выписка с магнитной ленты радиобмена лётчика Гудкова О.В.

Олег погиб, но выявленный им в этом полёте дефект конструкции МиГ – 25 позволил в дальнейшем спасти жизни не одного десятка лётчиков этой грозной машины

Особый интерес вызвал у ребят материал стенда, посвящённый подготовке полёта на Марс и имитатор кабины марсианского корабля. Создатель этого имитатора «Орбита», Леонид Китаев-Смык, стал и испытателем во время проведения одного из экспериментов: он со своим товарищем Робертом Галле провёл в этой постоянно вращающейся кабине 29 суток

Имитатор кабины марсианского корабля

Характеристики имитатора

Но, к сожалению, из-за прекращения финансирования данный проект был свёрнут.

Андрей Симонов рассказал нам и подготовке отряда космонавтов для полёта в космос на корабле многоразового использования «Буран». Этот отряд в шутку называли «волчьей стаей» по фамилии командира Волка Игоря Петровича

Особое опасение вызывало то, что, проведя некоторое время в космосе, лётчик утратит какие-либо навыки и не сможет правильно посадить «Буран» на аэродроме приземления. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу Волк И. П. слетал в составе одного экипажа в космос, а сразу после приземления должен был уже в качестве лётчика провести два взлёта и посадки на двух типах самолётов (Ту-154 и МиГ-25) и один – на вертолёте. При этом заходить на посадку на самолётах он должен был по траектории приземления «Бурана». Волк с задачей справился на «отлично», доказав, что непродолжительный космический полёт и состояние невесомости не оказывает влияния на навыки лётчика.

Ещё один легендарный лётчик-испытатель – это Васин Валентин Петрович. В музее выставлены его личные вещи. Этому лётчику впервые в мире в 1957 году на опытном самолёте Е-50 удалось превзойти скорость звука в 2 раза (около 2500 км/час). Об этом лётчике можно посмотреть документальный фильм «Гонки со сверхзвуком»

Список личных вещей Васина В.П.

И в заключение экскурсии Андрей Анатольевич вновь коснулся космической тематики. Одной из главных проблем при подготовке полёта человека в космос стала проблема создания невесомости. На земле это оказалось невозможным, но способ всё-таки нашёлся. Для этого использовали самолёт Ту-104. Часть салона самолёта занимала лаборатория, остальная часть представляла собой зал (длиной примерно 8 м) с внутренними поверхностями, обитыми мягким материалом, и отделённый от кабины сетью. Для достижения невесомости требовалось вести самолёт по особенной траектории (парабола Кеплера), при этом, когда самолёт из верхней точки резко шёл вниз, где-то на 30 секунд создавалась невесомость. Во время одного вылета такой манёвр повторяли 6 раз, итого - 3 минуты невесомости. Именно таким образом впервые ощутил невесомость Юрий Гагарин, уже вернувшись из своего полёта, во время которого он был пристёгнут к креслу ремнями и поэтому не мог ощутить её воздействие там, в космосе.

На фотографии показано как космонавт Алексей Леонов в момент появления невесомости отрабатывает возвращение в корабль при подготовке к полёту, в ходе которого он первым выйдет в открытый космос

Стенд посвящённый косманавтам

На фотографиях вы можете также увидеть гермошлем лётчика-испытателя Кононенко Олега Григорьевича

примерка китайских и российских шлемов нашими ребятами

стенд с памятными знаками-эмблемами всех космических экспедиций на МКС

Знаки эмблемы экспедиций на МКС

Турболет или летающий стол

Уникальный экспонат клещи для тушения жигалок

Су 17

На фоне знаменитого МиГ-25

Штурмовик Ил-122 опытный экземпляр

Як 38 с вертикальным взлётом

Экипаж машины боевой

Нам хочется выразить особую признательность руководителю Музея Симонову Андрею Анатольевичу за увлекательный и очень интересный рассказ по истории отечественной авиации!

Видео:

1.Гонки со сверхзвуком

2.Лётчики - испытатели. Выжить в катастрофе