Встреча с заслуженным лётчиком-испытателем СССР Заболотским Виктором Васильевичем 27.03.2023

В среду, 22 марта 2023 года в нашей школе, в здании на Полбина 38, состоялась встреча учащихся 8 – 11 классов с заслуженным лётчиком-испытателем СССР Заболотским Виктором Васильевичем

Это почётное звание было учреждено в нашей стране в 1958 году и за 33 года его удостоились, по данным историка авиации Андрея Симонова, 419 человек. Простая арифметика показывает, что получить это звание мог только тот лётчик, кто, испытывая в течение 15 лет различные модели самолётов и летательных аппаратов, моделируя в воздухе различные ситуации, со слов Виктора Васильевича, «умудрялся остаться в живых».

Встреча началась с демонстрации фрагмента литературно-художественной композиции о И. С. Полбине - «Промчался ты звездой, горящей…». В нём рассказывалось о «бочке» - фигуре высшего пилотажа, выполненной летом 1943 года лётчиком 82 гвардейского авиаполка Борисом Паниным

Техническим консультантом этой сцены, по нашей просьбе ещё зимой, как раз и стал Виктор Васильевич. Посмотрев видео отметил, что никаких замечаний у него нет и добавил: «Словно побывал в театре»

А дальше наш гость поделился своими интересными воспоминаниями.

В памяти о раннем детстве у Виктора Васильевича остался эпизод, произошедший во время демонстрации на Красной площади. Колонна рабочих района, где жили Заболотские всегда шла крайней к Мавзолею и в то время, когда взрослые на приветствие диктора сделали вдох, чтобы крикнуть приветственное «ура», в секундной тишине раздался фальцетный крик Вити: «Дяденька Сталин!». А тот улыбнулся в ответ и, переведя взгляд на мальчика, сидевшего на плечах своего отца, помахал ему рукой.

Биография нашего гостя была, наверное, типичной для многих мальчишек, чьё детство пришлось на послевоенные годы: сначала 8-летка, потом работа на заводе электромонтажником и учёба в школе рабочей молодежи, одновременно – посещение в свободное от работы время одного из московских аэроклубов, которых тогда только на окраинах нашей столицы было больше полутора десятков. Заболотский В. В. мечтал в детстве стать моряком, а судьба ему подарила синеву неба, а не океана, да ещё и жену, мастера спорта по высшему пилотажу Лидию Золотарёву (Заболотскую), с которой он познакомился в 1-ом Московском городском аэроклубе, и с тех пор они вместе идут по жизни уже 55 лет

В 1969 году Заболотский окончил Центральную объединенную лётно-техническую школу ДОСААФ в городе Калуга. Причём он не только получил свидетельство о среднем техническом образовании, но и диплом инструктора-лётчика. И вовсе не случайно в то время ходил анекдот о причинах увольнения с поста директора ЦРУ А. Даллеса, одной из которых была та, что он так и не понял, что означает эта загадочная аббревиатура – ДОСААФ. А лётную подготовку в школе давали солидную: выпускники свободно летали не только на Л-29 - чехословацкий реактивном учебно-тренировочном самолёте, но и на МиГ-15 и МиГ-17.

В 1973 году Виктор поступил в Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП) в г. Жуковский. И сразу понял, что в школе не учили летать лучше, чем прежде, а, наоборот – «разучивали» летать, освобождая от выработанных уже к тому времени лётных навыков-стереотипов. Его наставником-инструктором стал Кирсанов Виктор Ивановичи, о котором Виктор Васильевич вспоминает и сегодня с большой теплотой. Освоение новых самолётов происходило очень интенсивно: за 4 месяца лётчики освоили 14 типов самолётов, каждый из которых имел свои конструктивные и технологические особенности. Но тут случилось непредвиденное: Виктор Васильевич очень резко отозвался об одном лётчике-сослуживце (он всегда отличался прямотой и принципиальностью), а его мама, входившая в состав лётно-медицинской комиссии, узнав об их конфликте, «обнаружила» у Виктора несуществующую болезнь, что привело к отстранению его от полётов. Пришлось сделать перерыв в учёбе, и только настойчивость и целеустремлённость, желание вернуться в небо позволили Заболотскому в апреле 1975 года всё же успешно завершить обучение.

За всю свою лётную биографию Виктор Васильевич налетал более 6000 часов и освоил более 200 типов летательных аппаратов. Но были среди этого множества и самые запоминающиеся.

Так, он проводил испытания самолета корабельного базирования с вертикальным взлётом и посадкой - Як-38. Выполнил на нём 26 посадок на авианесущие крейсеры «Минск», «Новороссийск» и «Киев». 16 из них совершил в Баренцевом море на крейсер «Киев» в ночных условиях, при потушенных огнях корабля с использованием лазерной системы «Глиссада-С». Испытания в Баренцевом море пришлось прервать из-за шторма на три дня, в течение которых Виктор Васильевич ощутил в полной мере все «прелести» морской болезни. Когда шторм прекратился, а волнение было только 2,5 балла, ему дали команду на вылет. Заболотский вспоминает: «Голова раскалывалась, продолжало мутить, палуба уходила из-под ватных ног, кое-как оделся с посторонней помощью, усадили в кабину… В тот момент только желание не ударить в грязь перед молодыми лётчиками-лейтенантами двигало мной. Но стоило только оторваться от палубы… и всё пришло в норму»

Вообще к этому самолёту и его конструкторам Виктор Васильевич испытывает и поныне глубокую признательность, в том числе и за своё спасение, случившееся 28 июля 1992 года во время подготовки к «Мосаэрошоу-92». Тогда после выполнения остановки двух самолетов Як-38 на встречных курсах, на высоте 50 м произошло самопроизвольное катапультирование Заболотского через остекление кабины. Дело в том, что в этом самолёте впервые была установлена система безопасности, которая сама определяла степень возникшей угрозы. Система выдала сигнал на автоматическое катапультирование. Самолёт разбился, а лётчик остался жив.

А ещё раньше, в феврале того же года, при пилотировании самолёта МиГ-21 по резервным приборам с затемнённым остеклением кабины, он мог погибнуть из-за того, что оператор связи, сообщавший параметры полёта и сидевший во второй кабине того же самолёта, … уснул! Заболотский, поняв, что уже потерял пространственную ориентацию, в последний момент поднял шторки, умудрился пролететь на высоте 5 м от Земли между бетонными столбами ограждения аэродрома и снёс крылом прожекторную вышку. Несмотря на разрыв обшивки фюзеляжа, сильную течь из баков горючего и системы гидравлики, ему удалось посадить самолёт на взлётно-посадочную полосу.

А новая страница в жизни Виктора Васильевича была связана с его участием в советской космической программе.

Началось всё в далёком 1978 году, когда он принял участие в эксперименте «Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия на организм недельной гидроневесомости в Институте медико-биологических проблем. На целую неделю обёрнутого плёнкой испытуемого помещали в горизонтальном положении в бассейн с водой. Открытым оставалось при этом только лицо. В одну из ночей у Виктора порвалась плёнка, рядом никого не оказалось, и он целую ночь провёл в холодной воде, изрядно замёрзнув, но не прервал эксперимент.

А в феврале 1982 года Заболотский был отобран для работ по программе 11Ф35 («Буран»). А в июне 1984 года - зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ. С ноября 1985 года по май 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А.Гагарина.

С 1988 года планировался в качестве командира дублирующего экипажа «Бурана» для первого полета.

В 1989 году Виктор Васильевич мог полететь в космос в одном экипаже с космонавтами Геннадием Стрекаловым и Геннадием Манаковым. Правда, их экипаж был резервным. Однако два Геннадия в космос всё-таки полетели в августе 1990 года, но без Заболотского.

К сожалению, была свёрнута и программа по «Бурану».

Особое место в биографии лётчика Заболотского В. В. несомненно занял Трансконтинентальный перелёт восьми одномоторных самолётов в Австралию: Москва (СССР) – Канберра (Австралия) – Москва (Россия). Улетали участники перелёта с аэродрома Тушино 12 ноября 1991 года, а вернулись на тот же аэродром 2 февраля 1992 года, но уже в другое государство – Россию.

К тому моменту у Виктора Васильевича накопилось 240 дней отпуска за все предыдущие годы. И он охотно согласился не только стать участником перелёта, но и его руководителем.

За 80 дней участникам перелёта на 7 – Як-18Т и 1 – Ан-2 удалось пройти 12 545 км над территорией нашей страны и преодолеть 31 283 км над Китаем, Вьетнамом, Лаосом, Таиландом, Индонезией, Малайзией и Австралией. На протяжении 6 870 км под крыльями самолетов простиралось море. Машины пересекли 10 часовых поясов, все климатические зоны, выдержали перепад температуры от + 50 до – 50 °С, а также ливни, снегопад, грозы и обледенение.

На вопрос о том, какой из этапов перелёта был самым сложным, Виктор Васильевич отвечал: «Самым трудным был последний этап – возвращение в Москву над территорией нашей страны. А самым лёгким – перелёт от Москвы до Австралии». И дело оказалось вовсе не в каких-то климатических условиях перелёта: первоначально для пилотов всё было в диковинку, манила неизвестность и новизна впечатлений, что позволяло им постоянно держать концентрацию; когда же при возвращении, лётчики пересекли нашу границу, о лётной дисциплине забыли разом, начались гонки частных самолётов. Но благодаря усилиям Заболотского и Волка Игоря Петровича, руководителя команды космонавтов по программе «Бурана», участвовавшего в этом перелёте, удалось избежать лётных происшествий и в полном составе вернуться в Москву.

В конце встречи Виктор Васильевич передал школьному музею таблицы условных сигналов, которые предполагалось использовать во время полётов на «Буране»

и пожелал ребятам успехов в учёбе, правильного выбора своего дальнейшего жизненного пути, движение по которому не всегда будет лёгким и прямым. Но несмотря на все проблемы и препятствия, которые встретятся им при этом, всегда оставаться честными и справедливыми, патриотами своей Родины.

https://dzen.ru/a/YVkNSlrvpk6vonNy

https://dzen.ru/a/YVZxFYKBDgkkOkhj

https://dzen.ru/a/YVf7KBEt2iO4C22P

https://www.youtube.com/watch?v=RpUyYvJHngI&t=6s – Фильм о перелёте в Австралию.

Презентация. Заболотский Виктор Васильевич>>>>