25 апреля в нашей школе, в здании на Полбина 38, побывал старший научный сотрудник научно-просветительского отдела Центрального музея ВВС Санников Александр Васильевич

Он рассказал ученикам 4, 6, 7 и 9 классов об истории возникновения отечественной авиации в начале 20 века, о первых женщинах-лётчицах, а подробнее остановился на рекордном перелёте
из Москвы на Дальний Восток 24-25 сентября 1938 года женского экипажа в составе лётчиков Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой

Они на самолёте АНТ-37бис

за 26 часов полёта смогли преодолеть расстояние почти в 6000 километров по прямой и побить предыдущий рекорд французских лётчиц более чем на 1000 км. Кстати, после некоторой доработки этот самолёт стал бомбардировщиком СБ-2, и именно на этом самолёте летал полк И. С. Полбина в битве за Москву. Такой перелёт сегодня для любого самолёта гражданской авиации довольно обычен, но тогда в 1938 году советские лётчицы совершили настоящий подвиг и стали первыми женщинами Героями Советского Союза.
Валентина Гризодубова свой первый полёт совершила ещё в раннем детстве. Её отец, Степан Гризодубов,

был авиаконструктором и лётчиком, который сам испытывал собственные летательные аппараты, в очередной полёт он взял и свою двухлетнюю дочь, привязав её к своей спине. На момент рекордного перелёта на Дальний Восток она была уже очень опытной лётчицей, на счету которой было несколько мировых рекордов.
Полина Осипенко работала в колхозе дояркой, птичницей, но жизнь круто изменилась после того, как около её деревни однажды приземлился самолёт, а лётчиком оказалась девушка. Полина «заболела» небом, устроилась работать официанткой в Качинской школе лётчиков, самостоятельно освоила полёты на самолёте У-2,

решила поступать в лётное училище, но девушек туда не принимали. Полина дошла до наркома обороны Ворошилова, который дал «добро». К моменту перелёта уже служила несколько лет в авиационных частях и имела 6 мировых рекордов на гидросамолёте МП -1.
Марина Раскова могла стать оперной певицей: училась в Московской консерватории. Но к середине 30-х годов она уже опытный штурман, за плечами которой не только работа в качестве летнаба (лётчика-наблюдателя) в Академии имени Жуковского

учёба в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота, но и участие в установлении нескольких мировых рекордов в качестве штурмана.
Так что назначение этих трёх женщин в сентябре 1938 году в экипаж самолёта «Родина» был вовсе не случаен


Александр Васильевич познакомил слушателей с теми трудностями, которые пришлось преодолеть отважным лётчицам.
Несколько раз дату перелёта откладывали из-за неблагоприятной погоды на маршруте, но отмена вылета и в конце сентября означала перенос полёта на следующий 1939 год. Поэтому рано утром 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут "Родина" стартовала с подмосковного Щелковского аэродрома на восток.
Конец сентября - то время года, когда погода на маршруте Москва - Хабаровск резко ухудшается

Уже через 50 километров землю закрыли облака.
И почти все оставшиеся 6400 пришлось преодолевать вне видимости земли, по приборам - беря пеленги на радиомаяки и определяя таким образом свое местонахождение. И если вначале шли над облаками, то перед Красноярском вынуждены были войти в них - столкнулись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.
Начался слепой полет.
Окутавшаяся влагой машина стала обледеневать. Лобовые стекла кабин первого пилота и штурмана покрылись льдом, потускнели и боковые...
Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность.
Она исчезла лишь на 7450 метрах - и до самого Охотского моря "Родина" так и шла не ниже семи тысяч. Экипаж работал в кислородных масках.
Естественно, вырос расход горючего. Его усилил длительный набор высоты, когда моторы работают в очень напряженном режиме.
Но тут отказало радиооборудование. Раскова писала, что невольно заморозила рацию, открыв (чтобы определить свое место астрономически) астролюк и сильно охладив тем самым кабину. При этом потоком воздуха из кабины штурмана выдуло и полётную карту.
Теперь радиомаяков экипаж уже не слышал и повернуть в сторону Хабаровска Гризодубова не рискнула. Так как в условиях слепого полёта, ориентируясь только по магнитному компасу, была большая вероятность того, что самолёт мог нарушить границу с Манчжурией, которая к тому времени была оккупирована японцами. А только что, в июле-августе 1938 года, состоялся военный конфликт с японцами в районе озера Хасан.
Утром 25 сентября 1938 года "Родина" вышла к Тугурскому заливу Охотского моря - четко обозначившемуся внизу через разрывы в облачности

Значит, мировой женский рекорд дальности уже побит! И надо лишь решить, где садиться (Хабаровск остался далеко позади). Гризодубова выбрала Комсомольск-на-Амуре (за его хороший аэродром) и повела "Родину" туда.
Но из-за нехватки топлива им пришлось садиться в тайгу.
Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом, так как при неудачной посадке штурман, находящийся в носовой части самолёта, мог с большой вероятностью погибнуть. Расковой пришлось самостоятельно идти по глухой тайге в течение 10 суток, имея в запасе только две плитки шоколада и пистолет, с помощью которого иногда ей приходилось отпугивать животных. А мягко севший на одной из таёжных полян на брюхо самолёт

обнаружили с воздуха поисковики только 4 октября лётчиком Сахаровым на самолёте МП-6

"Родина", выбив тучи брызг, в 10.45 по Москве приземлилась на заболоченную луговину в 72 километрах южнее поселка Керби.
За 26 часов 29 минут лётчицы пролетели 6450 км (по прямой - 5947)
А дальше было триумфальное возвращение в Москву

Встречали девчат, как в последствии встречали только разве Гагарина и экипажи Громова и Чкалова годом раньше

По-разному сложились судьбы героинь в последующее время.
Полина Осипенко погибла 11 мая 1939 года на самолёте УТИ-4 при выполнении учебно-тренировочного полёта (с Героем Советского Союза А. К. Серовым)

Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны по личному указанию И. Сталина

отвечала за формирование трёх женских полков: истребительного, бомбардировочного и ночного лёгкобомбардировочного. Два последних стали гвардейскими и дошли до Победы. А сама Раскова трагически погибла в январе 1943 года при перегоне самолёта Пе-2 из Казани на фронт: потеряв ориентировку в воздухе из-за непогоды самолёт столкнулся с землёй.
Валентина Гризодубова в годы войны командовала мужским авиационным полком дальнего действия

За время войны совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночью) на самолёте Ли-2 для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и 2 ночных боевых вылета к партизанам Украины.
С июля 1946 года полковник В. С. Гризодубова – в запасе. С октября 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
За большие заслуги в развитии авиации и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой Валентине Степановне было присвоено ещё и звание Героя Социалистического Труда. Ушла из жизни прославленная лётчица в апреле 1993 года.
В конце встречи Александр Васильевич пригласил ребят посетить ЦМ ВВС вместе с родителями, тем более, что в ноябре месяце музею исполняется 65 лет. К юбилею сотрудниками музея запланирован ряд праздничных мероприятий. Назвал Санников А. В. и дни открытых дверей, когда вход в музей бесплатный и посетители получают возможность попасть внутрь некоторых самолётов – 23 февраля, 9 мая, 12 июня и в августе месяце, в День ВВС.
Ребята с интересом выслушали рассказ нашего гостя, а по его окончании раздались даже аплодисменты

Также Санников Александр Васильевич познакомился с экспозицией нашего школьного Музея им. Полбина и материалами стендовой выставки.